Защита трехфазной нагрузки от пропадания фазы

Известно, что около половины трехфазных двигателей выходят из строя из-за пропадания одной или двух фаз, поэтому пренебрегать системой аварийного отключения двигателя при исчезновении фазы не стоит. Тем не менее, большинство схем лишь предотвращают пуск двигателя, если фазы «не на месте», но если фаза пропадет во время работы двигателя, то защита может не сработать, пока не произойдет «опрокидывание» двигателя  — остановка по перегрузке.

Связано это с тем, что во время работы двигателя даже при пропадании фазы напряжение на его обмотке не становится нулевым, а составляет от 90 до 65% в зависимости от степени нагрузки. Предлагаемая схема контроля свободна от указанного недостатка и надежно отключает двигатель при пропадании фазы.

Защита трехфазной нагрузки от пропадания фазы

Конструкция представляет собой искусственную звезду, собранную на конденсаторах С1-С3 и диодах VD1-VD4. В диагональ диодного моста включено электромагнитное реле К1, которое при пропадании фазы срабатывает и своими контактами К1.1 принудительно отключает магнитный пускатель КМ1. Двигатель останавливается. Конденсатор С4 является узлом задержки, предотвращающем ложное срабатывание реле К1 на время пуска двигателя.

Наладка устройства сводится к проверке надежного отключения раскрученного двигателя при отключении одной из фаз. Если отключение производится не надежно, нужно увеличить емкость конденсаторов С1-С3 на одну-две микрофарады. Если защита срабатывает во время пуска двигателя, увеличивают номинал конденсатора С4 (до 0.5 – 1 мкФ).

В системе защиты использованы конденсаторы МБГО (С1-С3) и МБМ (С4). На месте VD1-VD4 будут работать Д237, КД105 или выпрямительные мосты КЦ402Е, КЦ405Г. К1 – малогабаритное реле РП21 с сопротивлением обмотки 200 Ом и напряжением срабатывания 24 В.

Рекомендуемый контент

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.
Радиолюбитель-конструктор © 2015-2017


Яндекс.Метрика