Электронное управление двигателем

.

Обычно для управления низковольтными двигателями используют специализированные микросхемы, так называемые драйверы.  К примеру L293D. Эта микросхема в состоянии управлять двумя низковольтными двигателями (стоп/пуск/реверс) с током потребления до 600 мА.

Но, во-первых, эта микросхема относительно дорога, во-вторых, способна коммутировать не особо большой ток, а значит маломощный двигатель, в-третьих, драйверов в микросхеме 2. Если использовать один, то вторая половина микросхемы – деньги на ветер.

Между тем собрать мощный драйвер для двигателя на напряжение 9 — 12 В не составит особого труда. Схема легко повторяется, не требует наладки и не содержит особо дефицитных деталей.

Электронное управление двигателем

В особых пояснениях драйвер не нуждается. Двигатель включен в диагональ транзисторного моста и в зависимости от комбинации на входах Х и Y двигатель либо остановлен, либо вращается в одном направлении, либо  включается на реверс. КД – свободно разомкнутый концевой датчик, который принудительно останавливает двигатель при возникновении какого-либо события (к примеру, шторы полностью открылись или закрылись).

Если событие отслеживать не нужно, то датчик КД, R1, C1, R2,  можно исключить, а освободившийся вывод соединить со входом Х.  Дроссели ДР1, ДР2 выполняются на ферритовых кольцах с проницаемостью 1000 диаметром 10-15 мм, провод ПЭВШО 0.3 мм, количество витков – 50 – 100. Транзисторы при необходимости ставят на радиаторы.

В завершение таблица состояний драйвера в зависимости от входного сигнала.

Х
Y
функция
1 0 выключено
1 1 прямое вращение
0 0 реверс
1 0

.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.
Радиолюбитель-конструктор © 2015-2017


Яндекс.Метрика