Простой автомат аварийного освещения

.

Эта несложная схема производит зарядку аварийного аккумулятора малым током, если сетевое напряжение в порядке, и автоматически включает аварийные лампы, если сетевое напряжение исчезнет. Поскольку схема не содержит механических переключателей и электромагнитных реле, конструкция получается достаточно надежной и не подведет даже в жестких условиях сырых подвалом и морозов.

Простой автомат аварийного освещения

Пока на клеммах + и -, обозначенных как БП есть напряжение, напряжение на базе транзистора VT1 относительно его эмиттера нулевое (даже несколько положительное смещение) и он надежно заперт. Лампы, включенные в его коллекторную цепь, не горят, схема находится в ждущем режиме. Одновременно через токоограничивающий резистор R1 идет зарядка дежурного аккумулятора слабым током.

Как только напряжение на зажимах + и – пропадет, транзистор откроется и включит аварийное освещение. Переключатель S1 служит для проверки готовности схемы. При его отключении транзистор открывается принудительно и зажигает лампы.

В качестве источника БП подойдет любой сетевой блок питания с напряжением 13 — 14 В и выдерживающим ток 300-500 мА. Подойдет обычный трансформатор с диодным мостом и конденсатором небольшой емкости. Резистор R1 при необходимости  подбирают такого номинала, чтобы  при подключении БП к сети аккумулятор заряжался током 100-200 мА. Под таким током заряда аккумулятор может находиться неограниченно долго.

В качестве АКБ используется автомобильный аккумулятор емкостью 55-190 А/ч.  Лампы EL1, EL2 – автомобильные общей мощностью до 25 Вт. Транзистор VT1 устанавливается на радиатор с площадью охлаждения не менее 100 см2. Если общая мощность ламп не превышает 5 Вт, транзистор на радиатор устанавливать не нужно.

.

Рекомендуемый контент

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.
Радиолюбитель-конструктор © 2015-2017


Яндекс.Метрика