В подавляющем большинстве моделей автомобилей отсутствует прибор, при помощи которого можно в той или иной мере контролировать текущее напряжение в бортовой сети. Хотя особой точности измерения подобные устройства не требуют, контроль напряжения, как известно каждому автомобилисту, весьма желателен.
Предлагаемый прибор собран всего на одной микросхеме, одном двухцветном светодиоде и позволяет контролировать четыре напряжения:
- Ниже 9 В – светодиод горит желтым цветом (зеленый+красный).
- 9 … 13 В – красный цвет.
- 13 … 15 В – зеленый цвет.
- Выше 15 В – красный и зеленый светодиоды поочередно мигают.
Индикатор собран на микросхеме серии 511 – она может работать в широком ( 10 … 20 В) диапазоне питающих напряжений и благодаря встроенному диоду Зенера отличается хорошей помехоустойчивостью. На резисторах R1 – R3 собран делитель напряжения, резисторы R4, R5 – токозадающие для светодиодов, От емкости конденсатора С1 зависит частота генератора, запускающегося при напряжении бортовой сети более 15 В. Диод VD1 защищает схему от неправильного подключения к бортовой сети, стабилитрон VD2 – от выбросов напряжения при работе от генератора и переключении нагрузки в бортовой сети.
На месте VD1 может работать КД209 или аналогичный, VD2 – любой стабилитрон на напряжение стабилизации приблизительно 20 В, к примеру, КС522В. Двухцветный светодиод – LHG3392. Естественно, вместо него можно использовать два обычных индикаторных светодиода любого типа красного и зеленого свечения.
По материалам «Электрик» №3, 2000 г.